Пн-Пт c 11:00 до 19:00
Суббота с 11:00 до 17:00
Воскресенье - выходной
+7 (916) 412-22-11
8-800-555-63-77
127254, Россия, г. Москва,
Дмитровское шоссе, 157, стр. 12, офис 201
Новости
Уже на первых этапах строительства модели судна начинающий моделист столкнется с рядом терминов и понятий, значения которых не очевидны и требуют разъяснений.
Одна из операций, которую необходимо выполнить при установке шпангоутов на килевую рамку - снятие малки, т.е. снятие скосов на ребрах шпангоутов. Также может называться малковкой, малкованием и т.д.
Морской словарь объясняет понятие: В судостроительной практике малкой называют угол между полками шпангоутного угольника, когда он бывает больше или меньше прямого.
В частности при постройке небольших лодок и яхт необходимые для снятия малки определяют при помощи прикладывания гибкой деревянной рейки
и выбирания выступающих частей под контрольной рейкой. После всех замеров плоскость торцовой части шпангоутов обрабатывается рубанком по этим "маячкам", что хорошо описано у С.Ветрова в "Пионерской судоверфи".
В судомоделировании смысл данной операции в том, что, как до установки шпангоутов на клей, так и уже после приклеивания, необходимо таким образом обработать внешнюю поверхность будущего каркаса корпуса - торцевые части шпангоутов, чтобы при дальнейшей черновой и чистовой обшивке судна обработанные планки ложились плотно прилегая к каркасу, с нужным изгибом, без изломов и провалов.
Производители наборов для сборки могут гравировать на деталях контуры для снятия скосов (малки) (в частности российский производитель наборов wooden kits "Мастер Корабел" на модели "Феникс"). Основное снятие малки производится, в данном случае, до установки шпангоутов по линиям лазерной гравировки, нанесённой производителем, а окончательная обработка - уже после посадки на клей.
В общем, для того, чтобы правильно и качественно снять малку, обеспечив в дальнейшем симметрию и правильные ровные обводы корпуса, начинающий моделист столкнется с необходимостью как-то закрепить на рабочей поверхности килевую рамку. Это важно для выравнивания строгой перпендикулярности связки шпангоут - киль, и как следствие, получение в результате обработки правильного гладкого обвода корпуса. В данном случае стапель - это не прихоть, а настоятельная необходимость. Каждый шпангоут, возможно, придется снять и установить несколько раз, проверяя рейкой или тонкой деревянной линейкой, постепенно обрабатывая и подгоняя его кромку и важно не терять впустую время при каждой установке на его выравнивание. Стапельный щиток, установленный в необходимом месте каркаса, под нужным углом к надежно зафиксированному килю будущего корпуса модели, значительно облегчит задачу.
Также стапель окажется полезен, если моделистом будет принято решение снимать малки с уже склеенного каркаса корпуса, что в некоторых случаях имеет смысл.
Черновую обработку шпангоутов, снятие малки каждый моделист выполняет удобным для него способом: при помощи модельного ножа, надфиля или напильника, шкуркой закрепленной в шкурнике и т.д. или по своему механизируя тонкий процесс.
Перед окончательной чистовой обработкой шпангоуты еще раз проверяются на перпендикулярность и устанавливаются на клей. После высыхания, перед зачисткой шкурником рекомендуется установить между шпангоутами в шпации временные распорки - бруски из подходящего нетвердого материала - бальзы или подобной древесины, подойдет даже плотный пенопласт. Укреплённый таким образом каркас корпуса окончательно обрабатывается тонкой шкуркой, закрепленной на достаточно длинном шкурнике. Все эти действия позволяют в дальнейшем иметь удобный для обшивки и не нуждающийся в дополнительной обработке каркас корпуса модели с выдержанной геометрией.
Автор статьи - Сергей Олисов