Пн-Пт c 11:00 до 19:00
Суббота с 11:00 до 17:00
Воскресенье - выходной
+7 (916) 412-22-11
8-800-555-63-77
127254, Россия, г. Москва,
Дмитровское шоссе, 157, стр. 12, офис 201
Основы и определения
Типы двигателей радиоуправляемых моделей
На сколько хватает ресурса двигателя?
На что влияют витки двигателя?
Как узнать какого класса двигатель?
Какая модель лучше, с ДВС или с электродвигателем?
Что нельзя делать с моделью с Двигателем Внутреннего Сгорания?
Какую первую модель можно выбрать для начинающего моделиста?
Автомодели
Как автомодель переносит попадание воды внутрь корпуса, можно ли ездить по лужам и мокрой траве?
Нужно ли клеить резину или нет?
Чем отличаются масла для фильтров, на что влияет вязкость?
Как установить купленный комплект освещения?
Какой расход топлива у моделей с ДВС двигателями?
На сколько хватает заряда накаливателя свечи?
Как понять какая нужна свеча, холодная или горячая?
Вертолеты
На сколько хватает заряда накаливателя свечи?
Как понять какая нужна свеча, холодная или горячая?
6-ти канальный вертолет, с чего начать?
Самолеты
Почему маленький самолет не подходит для первоначального обучения полетам?
На сколько хватает заряда накаливателя свечи?
Как понять какая нужна свеча, холодная или горячая?
Судомодели
На сколько хватает заряда накаливателя свечи?
Как понять какая нужна свеча, холодная или горячая?
Танки и спецтехника
Деревянные модели
Радиоаппаратура
Чем отличается пропорциональное радиоуправление управление моделью от дискретного?
Какая дальность действия у радиоаппаратуры?
Симуляторы
Зарядные устройства
Какое зарядное устройство выбрать?
На сколько хватает аккумуляторов?
Как правильно заряжать и эксплуатировать аккумуляторы?
Основы и определения
1. Автомодели: легковые, внедорожники, краулеры и триал.
2. Вертолеты и квадрокоптеры: сосной схемы, классической схемы, 4-х и более осной схемы.
3. Самолеты: тренеры, копии, пилотажные, планеры.
4. Судомодели: катера, яхты, амфибии.
5. Танки и спецтехника.
Типы двигателей радиоуправляемых моделей
Радиоуправляемые модели - это действующие модели (самолетов, вертолетов, автомобилей) техники с дистанционным управлением по радиоканалу. Управление осуществляется при помощи пульта управления, реже мобильными устройствами и планшетами.
Радиомодели разделяются по типу двигателей на два направления:
1. Двигатель внутреннего сгорания (далее ДВС)
В качестве топлива используется специальная смесь масла и нитрометана в калильных ДВС. В бензиновых ДВС, смесь бензина и масла.
2. Электродвигатель бывает коллекторный(щёточно-коллекторный узел) и бесколлекторный.
В качестве питания используется аккумуляторная батарея. (далее АКБ)
Бесколлекторный электродвигатель (вентильный электродвигатель) - это синхронный двигатель, основанный на принципе частотного регулирования с самосинхронизацией, суть которого заключается в управлении вектором магнитного поля статора в зависимости от положения ротора. Данный тип двигателей был создан с целью улучшения свойств коллекторных электродвигателей постоянного тока.
Бесколлекторный двигатель объединяет в себе лучшие качества бесконтактных двигателей и двигателей постоянного тока.
На сколько хватает ресурса двигателя?
Если говорить о ДВС, то при правильной обкатке, использовании качественного топлива и постоянном обслуживании (чистка фильтров, обслуживание сцепления, подшипников, специальное средство after-run для внутренней очистки после заездов) двигатель может пройти 10 галлонов и больше. При неправильном - может не пройти и трети галлона.
Важно отметить, что ресурс двигателя заканчивается раньше, чем он перестаёт работать совсем: после определённого момента двигатель начинает потреблять слишком много топлива, выдавая слишком мало мощности, каждый сам определяет для себя этот порог. В этом случае возможен кап. ремонт двигателя - замена поршневой пары.
Если говорить об электродвигателях, то простейшие неразборные коллекторные моторы обычно ходят не очень долго, примерно один сезон. Бесколлекторные - практически вечные, если не перегревать, не перегружать и следить за состоянием подшипников.
На что влияют витки двигателя?
Чем меньше витков, тем больше максимальные обороты двигателя, но меньше крутящий момент. Также, больше ток (больше нагрев), больше потребление аккумулятора.
При смене двигателя на другой, с другим количеством витков, всегда необходимо корректировать передаточное отношение!
Как узнать какого класса двигатель?
В инструкции к двигателю или модели. Визуально, особенно установленный на модели двигатель с радиатором, различить сложно, только если на нём есть специальная маркировка. Класс двигателя обозначает рабочий объем камеры сгорания. Например, двигатель .28 класса имеет объем 4.6 куб.см., .21 - 3.5 куб.см. и т.д.
Какая модель лучше, с ДВС или с электродвигателем?
На этот вопрос каждый для себя отвечает сам, руководствуясь плюсами и минусами каждой категории и своими потребностями.
Еще несколько лет назад чаша весов сильнее перевешивала в сторону моделей с Двигателями Внутреннего Сгорания (ДВС). Это было связанно с тем, что на тот период технологии не позволяли добиться от электромоторов необходимой тяги, а аккумуляторы не способны были отдавать большие токи и не обладали необходимым запасом емкости. А те единичные модели которые летали/ездили на электротяге, были настолько дороги, что были большинству моделистов просто не по карману. Поэтому модели с электродвигателями считались скорее игрушками. Теперь все меняется, технологии ушли вперед и теперь мы имеем огромный выбор мощных электродвигателей и аккумуляторов с большими токами отдачи, большой емкостью и малым весом и габаритами (это очень важно).
Дело осталось за выбором моделистов. В общем ситуация выглядит так.
Модели с ДВС двигателями:
• Плюс: Модели с ДВС изначально меньше требуют вложения средств, из-за сравнительно недорогих двигателей (если не брать в расчет спортивные двигатели), но впоследствии, стоимость эксплуатации будет выше за счет дорогого топлива.
• Плюс: Постоянная тяга ДВС в начале и в конце полета (заезда, если речь идет об автомодели), приятный копийный звук (особенно у 4-х тактных двигателей).
• Плюс: Большее время полета/заезда из-за умеренного расхода топлива и достаточного объема топливного бака.
• Минус: Настройка двигателя требует определенных навыков и без правильной настойки двигатель не будет работать или будет работать неправильно.
• Минус: Модель с ДВС со временем покрывается толстым слоем масла и налипшей на него грязи, из за наличия в выхлопных газах большого кол-ва несгоревшего масла. Требуют тщательного мытья не только фюзеляжа/шасси, но обслуживания и консервации двигателя, и особых условий для хранения.
• Минус: модели с ДВС (в основном авиа) довольно громоздкие, так как маленькие модели под ДВС не производят (исключение автомодели, бывают масштаба 1:18).
Модели с электродвигателями:
• Плюс: Нет необходимости настраивать двигатель
• Плюс: Быстрый старт (подключить разъемы АКБ и модель готова к эксплуатации)
• Плюс: Модель, как правило, остается чистой, так как отсутствует выхлоп (за исключением автомоделей, которые катались по грязи).
• Плюс: Невысокая стоимость эксплуатации (при правильной эксплуатации АКБ, так как такие аккумуляторы очень капризны и требуют правильного ухода и обслуживания, отклонение от норм эксплуатации таких аккумуляторов ведет к их немедленному выходу из строя).
• Плюс: Размеры моделей могут быть размером от 25 см до 2 метров в размахе крыла, если авто, то мини10 см до моделей 8-го масштаба. То есть становится возможным использование небольших электролетов и автомоделей в помещении.
• Минус: Модели с электродвигателями изначально существенно дороже из-за дорогих электродвигателей, регуляторов хода (которых нет в ДВС моделях) и LiPo аккумуляторов.
• Минус: Необходимость иметь большой запас АКБ для продолжительных полетов/заездов.
• Минус: Необходимость использования специального (чаще недешевого) зарядного устройства для LiPo аккумуляторов.
• Минус: Небольшой запас (по сравнению с ДВС) летного времени
• Минус: Нелинейная тяга при расходовании емкости аккумулятора (в конце мощность заметно падает). Так же влияние температуры окружающей среды, на холоде емкость теряется.
Сравнение является обобщенным, потому что в каждом случае бываю исключения, и может быть больше «плюсов» или «минусов», однозначно то что, нет плохих моделей, скорее это вопрос личных предпочтений.
Что нельзя делать с моделью с Двигателем Внутреннего Сгорания?
Не рекомендуется производить какие либо действия по регулировке и обкатке модельных двигателей внутреннего сгорания без соответствующего опыта. Обратитесь к специалистам в сервисный центр за оказанием помощи в данном вопросе.
Нельзя использовать неподходящее топливо для Вашего типа двигателя. Например, использовать бензин в калильных двигателях.
Не трогать заводские настройки игл карбюратора двигателя. В случае крайней необходимости производить настройку не прилагая усилий, для избежания деформации игл и жиклеров.
Никогда не давать работать двигателю без воздушного фильтра. Следить за чистотой фильтра, регулярно его промывать и смазывать, особенно после пыльных трасс.
Не вытягивать шнур ручного стартера, при запуске двигателя более чем на 25 сантиметров, во избежание обрыва или поломки возвратной пружины.
Не включать электростартер, для моделей с электростартом, более чем на 5 секунд, для избежания перегорания щеток электродвигателя.
Не прилагать усилий для прокрутки коленвала двигателя, в случае если двигатель был «перезалит» при запуске. Примите меры для удаления излишков топлива из картера и камеры сгорания. Закройте подачу топлива, выкрутите свечу, наклоните модель в сторону глушителя и несколько раз проверните вал двигателя.
Не давать не прогретому и не обкатанному двигателю работать на высоких оборотах для избежания заклинивания поршня.
Не вывешивать колеса модели с работающим на высоких оборотах двигателем, для избежания заклинивания поршня и обрыва шатуна.
Не перегревать двигатель выше 110 С.
Не касаться руками работающего двигателя, в частности радиатора охлаждения и глушителя, для избежания получения ожогов.
Не касаться руками работающих механизмов двигателя, в частности сцепления, маховика и шестерен дифференциала или коробки передач, для избежания получения травм и ожогов.
Не оставлять поршень в верхней мертвой точке (ВМТ), после глушения двигателя. После остановки с помощью маховика опустить поршень в нижнюю мертвую точку (НМТ), соблюдая осторожность, что бы не получить ожоги.
Не подавать на свечу накала напряжение больше чем 1,2 вольта, для избежания выхода свечи из строя.
Не заводить двигатель и не использовать модель без включенного бортового питания, равно как с разряженными бортовыми аккумуляторами, для избежания потери контроля над моделью. Напряжение на бортовых АКБ должно быть не менее 4,8 вольта.
Не погружать, при заездах, модель в воду, для исключения попадания влаги в карбюратор двигателя и на электронику модели.
Не рекомендуется разбирать двигатель для самостоятельного ремонта. Обратитесь к специалистам в сервисный центр за оказанием помощи в данном вопросе.
Какую первую модель можно выбрать для начинающего моделиста?
Ответ зависит от того сколько лет начинающему моделисту, где и как предполагается использовать модель и какое количество средств Вы планируете вложить в этот вид Хобби.
Если это ребенок дошкольного или младшего школьного возраста, то безопаснее (большинство моделей на радиоуправлении при неаккуратном обращении могут представлять определенную опасность) приобрести простую, недорогую модель с электромотором.
Она не требует специальных навыков в настройке и эксплуатации.
Ее можно использовать в закрытых помещениях.
Ребенок может ее эксплуатировать без присмотра взрослых.
Как правило, в наборе с такой моделью идут все необходимые аксессуары, зарядные устройства аккумуляторы или батареи питания.
Эти правила подходят для большинства автомоделей, лодок, моделей танков, микро вертолетов сосной схемы, небольших 3-х канальных самолетов. Если говорить о самолетах, то не лишним будет приобрести симулятор для обучения полетам с помощью компьютера, это поможет сэкономить на ремонтах и уменьшит шанс разочарования в новом хобби.
Для более «старших» моделистов можно посоветовать модели как «элетро», так и недорогие модели ДВС (с двигателем внутреннего сгорания). Такие модели более сложны в настройках и управлении. При неаккуратном управлении могут представлять определенную угрозу для самого моделиста и окружающих людей, поэтому использование таких моделей желательно производить под контролем взрослых.
Такие модели более интересны в использовании, технически могут выполнять больше функций, обладают большими скоростями.
Эксплуатировать такие модели желательно в присутствии взрослых.
Модели могут продаваться как полностью собранными, так и в виде наборов, что позволяет всесторонне заниматься данным видом хобби, а так же самостоятельно подбирать комплектующие к модели.
Небольшие модели можно использовать в закрытых помещениях, а модели большего размера и модели с ДВС только на улице, таким образом можно разнообразить досуг на открытом воздухе. Обязательно соблюдая меры предосторожности используя модель в местах скопления людей.
Для больших самолетов с электродвигателем и с ДВС использование обучающего симулятора практически обязательно, Если рядом есть опытные моделисты, то возможно обучение по кабелю «тренер-ученик».
Не стоит приобретать как первую модель спортивные модели или модели копии (для самолетов).
Спортивные автомодели и катера обладают слишком большой мощностью для начинающего моделиста, так же сложны в управлении и, как правило, очень дорого стоят. Ремонт спортивных моделей будет так же дорог.
Спортивные самолеты имеют специфическое чувствительное управление, летают на больших скоростях, и благодаря облегченной конструкции очень хрупкие. После аварий зачастую бывает, что ремонт невозможен.
Вертолеты классической схемы (с одним несущим ротором и одним хвостовым ротором) довольно сложны в управлении, и требуют длительных тренировок, а в случае аварии, сильно разрушаются, ремонт вертолетов зачастую самый дорогой из всех видов радиомоделей.
Автомодели
Широчайший класс радиомоделей, которых включает в себя много соревновательных дисциплин.
Легковые автомодели делятся на раллийные, туринг, модели для дрифта.
Раллийная модель оснащается полным приводом, усиленной подвеской и грунтовыми покрышками. Смена покрышек может присвоить модель и к остальным классам.
Туринг модель предназначена для кольцевых гонок на разного типа покрытиях, главное отличие от дрифт модели это наличие мягкой резины с хорошим сцеплением к поверхности.
Дрифт модель чаще всего имеет полный привод и жесткую резину для хорошего скольжения и прохождения виражей в заносе.
Внедорожные автомодели делятся на багги, монстр-траки(трагги), монстры, шорт-корс траки.
Багги спортивный класс внедорожника, главным отличием которого, являются не закрытые кузовом амортизаторы на передней оси колес, а также наличие спойлера.
Монстр-трак или трагги родственная с багги платформа, но передние амортизаторы уже скрыты кузовом и шасси имеет явно выраженный передний бампер. Часто присутствует задний спойлер и колеса имеют несколько больший диаметр, в сравнении с багги.
Класс Монстр имеет большие ходы подвески и выделяется огромными колесами с внедорожной резиной и ярко выраженными протекторами. Часто в базе идет с кузовом от пикапа или джипа.
Шорт-корс трак спортивный класс внешне копирующий раллийные внедорожники популярных американских автогонок. Отличается широкой колесной базой и реалистичным внешним видом.
Краулеры и триал модели внешне похожи на монстры или просто джипы, но эти модели имеют полностью независимую, длинноходную подвеску, усиленную трансмиссию, блокируемые дифференциалы и специальную резину. Предназначены для преодоления «глухого» бездорожья в виде грязи, бревен, крутых скалистых склонов.
Как автомодель переносит попадание воды внутрь корпуса, можно ли ездить по лужам и мокрой траве?
«Купание» в воде модель переносит так же плохо, как и купание любого электронного устройства, она выходит из строя!
Но есть определенные категории автомоделей, который могут противостоять влаге, а так же способы защиты электроники Вашей модели от попадания воды внутрь.
Что страдает в первую очередь?
Если это модель с электродвигателем, то страдает как нестранно не сам электродвигатель, а электронный регулятор хода. Во вторую очередь страдает радиоприемник и сервопривод рулевого управления.
Если это модель с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), то там немного проще с этим, риску подвержены только приемник и сервоприводы управления газом/тормозом и рулем.
Первый и самый простой способ защиты от влаги, это купить модель с защищенной электроникой.
На моделях, которые считаются влагозащищенными установлены, компоненты (сервоприводы и регуляторы хода) выполнены в герметичных корпусах, синего цвета и имеют маркировку «waterproof», а приемники расположены в герметичных боксах. Такие модели способны без риска, выйти из строя, преодолевать небольшие водные преграды. Но стоит помнить, что «влагозащищенная» электроника это НЕ «водонепроницаемая». Автомодель это не подводная лодка и полностью погружать ее в воду не рекомендуется. А для моделей с ДВС, у которых электроника уже защищена, риском остается залить водой карбюратор или выхлопную трубу, которые от воды защитить никак нельзя.
Второй способ защиты это самостоятельная герметизация электроники. Способов и рецептов много, приведем лишь более простые и эффективные.
Заливка печатных плат (регуляторов хода, сервоприводов и приемников) специальным защитным лаком для электроники. Для сервоприводов дополнительно придется промазать стыки корпуса (не сверху, а в разобранном виде) силиконовым герметиком, а вал качалки промазать густой смазкой. Для моделей с ДВС желательно дополнительно герметизировать герметиком бокс для электроники. Некоторые моделисты используют для герметизации приемников детские надувные шары.
Напомним, что ни один из способов не дает 100% защиты от попадания воды внутрь электронного устройства. Выход из строя электроники из-за попадания влаги, как правило не гарантийный случай (эксплуатация модели в недопустимых условиях) и как следствие большие финансовые затраты на ремонт и испорченное настроение.
Эксплуатируйте модели бережно, соблюдая правила эксплуатации.
Нужно ли клеить резину или нет?
Нужно. Правильное приклеивание не только удерживает покрышку на месте, но и не даёт попадать внутрь воде и грязи, которые могут разрушить вставку, привести к дисбалансу колеса, а, следовательно, к повышенному износу деталей подвески и нестабильному управлению модели. Также необходимо делать отверстия (3-6 штук диаметром 3-4мм) на рабочей поверхности шины, чтобы через них центробежной силой удалялась грязь и вода.
Максимальная скорость модели с ДВС зависит от ряда факторов (настройки двигателя, тип топлива, качество покрытия, используемые покрышки, передаточное отношение, наличие коробки передач). Как правило, максимальная скорость от 70-100 км/ч в зависимости от модели. Модели с электродвигателем опять же в зависимости от модели и двигателя развивают максимальную скорость от 30 до 100 км/ч. Как правило, у моделей с электро-двигателем лучше динамика, а у моделей с ДВС - мощность и скорость.
Чем отличаются масла для фильтров, на что влияет вязкость?
Вязкое масло применяется для эксплуатации в тёплое время, жидкое - в холодное.
Как установить купленный комплект освещения?
Распространено два основных типа освещения, устанавливаемого на радиоуправляемые модели: с питанием от бортовой сети и собственным питанием:
Первый тип подключается в свободный канал на приёмнике или через двойник. Второй может иметь в качестве источника питания отдельный аккумулятор или батарейки.
Существуют специальные комплекты освещения, разработанные для конкретной модели. Они устанавливаются в штатные места, например модель Baja уже имеет специально для этого установленные корпуса фар.
Универсальные комплекты устанавливаются сложнее, часто необходимо придумывать кронштейны для внутреннего крепления элементов, прокладывать провода и закреплять их к кузову.
RTR - Ready To Run – полностью готовый комплект модели, достал из коробки и используй.
KIT - «Кит», от англ. Kit — набор, комплект. Обычно только шасси в разобранном состоянии. Которое на свое усмотрение комплектуется остальными частями.
Масштаб модели обозначается как - 1/16, 1/10, 1/8. Имеется ввиду масштаб от оригинальной версии авто. Модель 1/10 - в 10 раз меньше оригинала. Спектр масштабов довольно широк: от совсем маленьких 1/24 и до гигантов 1/5.
Выделяют полноприводные модели 4WD и заднеприводные 2WD. Разница в управляемости, проходимости и непосредственно конструкции модели.
Практически все электрические модели имеют задний ход (абсолютно все модели ReadyToRun), за исключением профессиональных моделей предназначенных специально для участия в соревнованиях.
Среди моделей с ДВС задний ход распространён мало, в связи с тем, что устройство включения заднего хода имеет сложную конструкцию, требующую регулярного облуживания и аккуратного обращения, а также дополнительного канала на радиоаппаратуре.
Задний ход на моделях с ДВС встречается на некоторых моделях монстров в стандартной комплектации, например Traxxas Revo 3.3, а также может быть установлен в качестве опции на модели HPI Savage.
Какой расход топлива у моделей с ДВС двигателями?
Одного бака топлива хватает для непрерывной езды в течение 15-20 минут. Таким образом, одного галлона топлива (3,81 л.) хватает примерно на 8 часов езды.
На сколько хватает заряда накаливателя свечи?
Накаливателя свечи со средней батареей хватает на 1 день катания при условии быстрого запуска двигателя и снятия. Если двигатель новый и необкатанный, можем рекомендовать подготовить два аккумулятора или аккумулятор повышенной емкости.
Как понять какая нужна свеча, холодная или горячая?
Температурный режим свечи регулирует момент воспламенения смеси в конкретных условиях. Как правило, чем выше температура воздуха - тем холоднее должна быть свеча. Чем холоднее погода - тем горячее свеча. При температуре воздуха 20-25C используется средняя свеча.
Какая разница между топливом для автомоделей и топливом для авиамоделей и почему нельзя использовать неподходящее топливо?
Ответ заключается только в том, что двигатели на авто и на авиа работают на разных режимах и в различных условиях.
Автомодельные и судовые 2-х тактные двигатели внутреннего сгорания работают в пределах 25000-40000 об/мин. И из-за особенности конструкции модели и области применения подвержены высоким температурным нагрузкам из за недостатка охлаждения.
Требования к топливу, содержание синтетического масла, которое хорошо выдерживает высокие обороты, не теряя свои свойства.
Авиационные (самолетные) 2-х тактные двигатели внутреннего сгорания работают в пределах 10000-15000 об/мин. И из-за особенности конструкции модели и области применения хорошо обдуваются потоком воздуха и менее подвержены температурным нагрузкам. Поэтому в топливе для самолетов применяют чаще касторовое масло которое обладает отличными смазочными характеристиками в данном диапазоне оборотов и температур.
Авиационные (вертолетные) 2-х тактные двигатели работают в диапозоне 15000-20000 об/мин. И так же, как на автомоделях имеют недостаточное охлаждение из-за особенности конструкции моделей вертолетов. Поэтому в вертолетном топливе так же применяется синтетическое масло, но в меньшей пропорции, чем в автомобильном топливе.
4-х тактные двигатели внутреннего сгорания (авиа, авто). Их особенность заключается в более низких оборотах, в пределах 7000-10000 об/мин, что дает больший крутящий момент, и рабочим тактом через один, в отличие от 2-х тактных, в которых вспышка происходит в каждый такт. Следовательно, рабочая температура таких двигателей значительно ниже, чем у 2-х тактных.
В топливе для таких двигателей обычно применяется касторовое масло в меньшей пропорции, чем для самолетных 2-х тактных двигателей.
Еще одна важная составляющая топлива для модельных ДВС это нитрометан, который повышает горючесть топлива, что сопровождается как некоторым повышением мощности и как результат, повышением температуры двигателя. Так же повышение нитрометана в определенных пределах улучшает устойчивость работы двигателя на холостых оборотах. Количество нитрометана выражается в процентах. Для самолетного топлива от 5% до 20%, для вертолетного от 15% до 30%, для катеров и автомоделей от16% до 30%. Эти параметры стоит учитывать при выборе топлива, основываясь на типе модели и области ее эксплуатации.
Для продления ресурса двигателя и получения от него лучших характеристик, рекомендовано использование топлива только подходящего типа. Использование, например, самолетного топлива в автомодели приведет к перегреву двигателя с последующим заклиниванием пары и дорогостоящему ремонту.
Вертолеты
Подразделяются по типу ротора на:
1. Классическая схема – одновинтовой с рабочим хвостовым винтом, сложные в освоении для новичка. В основном это пилотажные модели для исполнения акробатических элементов.
2. Соосная схема – двухвинтовые модели с «бутафорским» хвостовым винтом. Отлично подойдут новичку из-за высокой стабильной полета и умеренной маневренности.
3. Квадрокоптеры (4 ротора) и более – одновинтовые модели с тремя и более роторами. Имеют высокую стабильность и хорошую маневренность, обладают повышенной грузоподъемностью в сравнении с обычными вертолетами, часто используются для видеосъемки.
По кол-ву каналов вертолеты бывают:
3-х канальные – могут осваивать даже дети при соблюдении мер безопасности.
4-х канальные – подойдут новичкам, полностью имитируют возможности настоящих «машин».
6-ти канальные – сложные, опасные модели, подойдут для продвинутых пилотов. Пилотаж.
Какие действие заложены по 6 каналам:
1 канал: газ вертолета (регулирование высоты полета);
2 канал: поворот корпуса вокруг оси ротора (выбор направления);
3 канал: тангаж, наклон или крен корпуса для движения вперед-назад;
4 канал: тангаж, наклон или крен корпуса для движения влево-вправо.
5 канал: Смена функции гироскопа.
6 канал: Смена полетного режима.
На сколько хватает заряда накаливателя свечи?
Накаливателя свечи со средней батареей хватает на 1 день катания при условии быстрого запуска двигателя и снятия. Если двигатель новый и необкатанный, можем рекомендовать подготовить два аккумулятора или аккумулятор повышенной емкости
Как понять какая нужна свеча, холодная или горячая?
Температурный режим свечи регулирует момент воспламенения смеси в конкретных условиях. Как правило, чем выше температура воздуха - тем холоднее должна быть свеча. Чем холоднее погода - тем горячее свеча. При температуре воздуха 20-25C используется средняя свеча.
Самолеты
Тренеры – это модели преимущественно с верхним расположением крыла, которые обладают очень «покладистой» управляемостью и способностью летать на невысоких скоростях, идеальны для освоения авиамодели.
Копии – модели имеющие реальные прототипы, а также модели военных лет.
Пилотажные – самолеты с нижним расположением и нестандартной геометрией крыла. Обладают высокой маневренностью, летают на выше средних скоростях и способны выполнять полный спектр фигур высшего пилотажа. Для продвинутых пилотов.
Планеры – модели для парения в теплых потоках воздуха. Чаще имеют большой размах крыла, складной винт и вытянутый корпус. Только электромоторы. Может также летать на моторной тяге.
Почему маленький самолет не подходит для первоначального обучения полетам?
Вопрос спорный т.к. уже появились небольшие модели из EPO(Элапор) и очень надежных конструкций с наличием 4-канального управления
На маленьком самолета можно учиться летать, но сложнее. Размер определяет не только стоимость модели, а так же ее устойчивость в полете и чувствительность к внешним факторам, воздействующих на модель. Это и является главными фактами при выборе модели для обучения. Устойчивость и прогнозируемость поведения модели в полете. К недостаткам больших моделей можно отнести необходимость большого пространства для полетов и относительного неудобства хранения. К недостаткам маленьких самолетов можно отнести хрупкость, из-за особенностей конструкции, и зачастую слишком простое управление, опять же из-за особенностей конструкции.
При выборе самолета для первоначального обучения, кроме размера модели, стоит обратить внимание на конструкцию, а именно на расположение крыла (относительно средний линии фюзеляжа). Самолеты с нижним или средним расположением крыла больше подходят для спортивных моделей и менее устойчивы в полете, а с верхним крылом, то что надо для первоначального обучения. Материал для первой модели желательно выбрать EPP, EPO или его аналог (это специальный, прочный пенопласт), в случае необходимости его будет проще ремонтировать в домашних условиях (требует специального клея для пенопласта). Так же стоит обратить внимание на количество каналов управления. Самолеты с простой схемой управления имеют 3 канала. Управление двигателем, рулем высоты и рулем направления. Более сложной схемой управления являются модели с 4-мя каналами управления. Управление двигателем, рулем высоты, элеронами (крен самолета) и рулем направления. Эта схема управления такая же, как и на настоящих самолетах. Таким образом, учась летать по такой схеме управления (элеронами), Вы, можно считать, обучаетесь управлению настоящим самолетом, только дистанционно.
Можно ли начать освоение пилотирования модели самолета не с тренера, а например с пилотажной модели или копии?
Возможно, при соблюдении некоторых правил, выстраданных ценой чужих ошибок, «дров», бесконечных ремонтов и разочарований. По крайней мере, практика, освоения пилотажных моделей как «первых» уже есть.
Хороший Авиа симулятор (не игра «Денди» и подобные).
1.1 Использование в симуляторе подобной пилотажной модели.
1.2 Налет до автоматизма, что бы любое количество взлетов соответствовало количеству посадок.
1.3 Полет по своему плану, а не пот тому, что навязывает модель. И строгое соблюдение правил полетов (всегда перед собой и никогда за спиной и над зрителями!)
Тренерский кабель и инструктор.
2.1 Взлет и посадку осуществляет инструктор. Ученик выполняет горизонтальный полет и фигуры плоского пилотажа (развороты, восьмерки, проходы над полосой).
2.2 Под присмотром (на тренерском «шнурке») Самостоятельная отработка взлетов и посадок, в том числе «конвеер».
Самостоятельные полеты.
3.1 Взлет.
3.2 Полет по своей программе (плоский пилотаж).
3.3 Посадка.
Пилотажные и копийные модели отличаются от тренировочных моделей более чувствительным управлением, большими скоростями на взлете и посадке, больше подвержены к срыву потока на малых скоростях и соответственно больше подвержены поломкам при грубых приземлениях и не прощают грубых ошибок пилотирования.
Какая разница между топливом для автомоделей и топливом для авиамоделей и почему нельзя использовать неподходящее топливо?
Ответ заключается только в том, что двигатели на авто и на авиа работают на разных режимах и в различных условиях.
Автомодельные и судовые 2-х тактные двигатели внутреннего сгорания работают в пределах 25000-40000 об/мин. И из-за особенности конструкции модели и области применения подвержены высоким температурным нагрузкам из за недостатка охлаждения.
Требования к топливу, содержание синтетического масла, которое хорошо выдерживает высокие обороты, не теряя свои свойства.
Авиационные (самолетные) 2-х тактные двигатели внутреннего сгорания работают в пределах 10000-15000 об/мин. И из-за особенности конструкции модели и области применения хорошо обдуваются потоком воздуха и менее подвержены температурным нагрузкам. Поэтому в топливе для самолетов применяют чаще касторовое масло которое обладает отличными смазочными характеристиками в данном диапазоне оборотов и температур.
Авиационные (вертолетные) 2-х тактные двигатели работают в диапозоне 15000-20000 об/мин. И так же, как на автомоделях имеют недостаточное охлаждение из-за особенности конструкции моделей вертолетов. Поэтому в вертолетном топливе так же применяется синтетическое масло, но в меньшей пропорции, чем в автомобильном топливе.
4-х тактные двигатели внутреннего сгорания (авиа, авто). Их особенность заключается в более низких оборотах, в пределах 7000-10000 об/мин, что дает больший крутящий момент, и рабочим тактом через один, в отличие от 2-х тактных, в которых вспышка происходит в каждый такт. Следовательно, рабочая температура таких двигателей значительно ниже, чем у 2-х тактных.
В топливе для таких двигателей обычно применяется касторовое масло в меньшей пропорции, чем для самолетных 2-х тактных двигателей.
Еще одна важная составляющая топлива для модельных ДВС это нитрометан, который повышает горючесть топлива, что сопровождается как некоторым повышением мощности и как результат, повышением температуры двигателя. Так же повышение нитрометана в определенных пределах улучшает устойчивость работы двигателя на холостых оборотах. Количество нитрометана выражается в процентах. Для самолетного топлива от 5% до 20%, для вертолетного от 15% до 30%, для катеров и автомоделей от16% до 30%. Эти параметры стоит учитывать при выборе топлива, основываясь на типе модели и области ее эксплуатации.
Для продления ресурса двигателя и получения от него лучших характеристик, рекомендовано использование топлива только подходящего типа. Использование, например, самолетного топлива в автомодели приведет к перегреву двигателя с последующим заклиниванием пары и дорогостоящему ремонту.
На сколько хватает заряда накаливателя свечи?
Накаливателя свечи со средней батареей хватает на 1 день катания при условии быстрого запуска двигателя и снятия. Если двигатель новый и необкатанный, можем рекомендовать подготовить два аккумулятора или аккумулятор повышенной емкости
Как понять какая нужна свеча, холодная или горячая?
Температурный режим свечи регулирует момент воспламенения смеси в конкретных условиях. Как правило, чем выше температура воздуха - тем холоднее должна быть свеча. Чем холоднее погода - тем горячее свеча. При температуре воздуха 20-25C используется средняя свеча.
Судомодели
Катера различают по форме корпуса на катамаран, стреловидный, формула.
Яхты полностью имитируют настоящие парусники, имеют электромотор в случае отсутствия ветра,
Амфибии – модели способные перемещаться и по открытой воде и по суши. Бывает колесные-трансформеры, либо на воздушной подушке.
На сколько хватает заряда накаливателя свечи?
Накаливателя свечи со средней батареей хватает на 1 день катания при условии быстрого запуска двигателя и снятия. Если двигатель новый и необкатанный, можем рекомендовать подготовить два аккумулятора или аккумулятор повышенной емкости
Как понять какая нужна свеча, холодная или горячая?
Температурный режим свечи регулирует момент воспламенения смеси в конкретных условиях. Как правило, чем выше температура воздуха - тем холоднее должна быть свеча. Чем холоднее погода - тем горячее свеча. При температуре воздуха 20-25C используется средняя свеча.
Примерные копии танков военного времени и ныне выпускающихся обладают всеми свойствами настоящих «машин». Независимые гусеницы, поворот башни, подъем ствола и работа дымогенератора для максимальной реалистичности.
Деревянные модели
Деревянные (стендовые) модели - вид технического творчества, в процессе которого создаётся копия реальных конструкций в определённом масштабе. Материалом для сборки может служить разных пород дерево, металл, керамика, пластик и пр. Характерное отличие от радиомоделей в том, что в стендовом моделизме стремятся к максимально точному и детальному копированию прототипов, вплоть до воспроизведения мельчайших деталей на технике, оттенков окраски, внутреннего оборудования, шрифта надписей, имитации характерных загрязнений и повреждений и т. п. Нередко воспроизводится не просто корабль, самолет, танк или паровоз данного типа, а конкретный исторический экземпляр со всеми характерными для него индивидуальными особенностям и состоянию на определенный момент времени.
Деревянные модели делятся по следующим направлениям:
Деревянные корабли
Деревянные трамваи и паровозы
Деревянные самолеты
Деревянные пушки
Деревянные модели собираются из разных пород деревянных реек и заготовок. Основная конструкция каркаса собирается из вырезанных лазером деталей и обшивается деревянными рейками в один, чаще в два слоя. Шлифовка, оформление декора, вязание вант и другие финишные работы плавно подводят модель к покраске, если она того требует. Завершающим этапом идёт лакировка и гравировка модели.
Для покупателя следует разделять модели по уровню сложности сборки, типу судна (для деревянных кораблей), особенностей комплектации.
1. Сложность сборки
2. Тип корабля
3. Комплектация: готовые паруса, подставка в комплекте, набор инструментов, двойная или одинарная обшивка и т.д.
Достаточно информативное описание для каждой модели из каталога даст ответы на все вопросы клиента. Пользуемся ресурсом vip-toy.ru
Радиоаппаратура
Чем отличается пропорциональное радиоуправление управление моделью от дискретного?
Что бы не углубляться в схемотехнику и электромеханику, проще ответить так:
Дискретное управление имеет вид сигнала только «вкл» и «выкл», то есть, управляя моделью с помощью такого передатчика можно либо включить электродвигатель, либо выключить. Также осуществляется управление рулем, либо колеса поворачиваются до упора в лево или до упора направо. Как правило, таким управлением комплектуются недорогие модели, носящие статус игрушек, не требующих специальных навыков в настройке и эксплуатации. Обладают небольшой дальностью действия и невысокой надежностью.
Сигнал пропорционального управления выглядит так: весь рабочий ход курка газа, или поворота рулевого колеса принимается как шкала 100%. Причем нейтральное положение равно 0%, крайнее левое положение +100%, а крайнее правое положение -100%. Поворот рулевого колеса, например, на 30% вызывает поворот колес автомодели так же на 30%. Тоже самое происходит с управлением двигателя. Нажатие на курок газа, например на 20% хода, вызывает включение двигателя на 20% мощности. Такой тип управления применяется на более дорогих моделях, вплоть до спортивных моделей. Настройки такой аппаратуры требуют специальных навыков в настройке и даже навыков программирования. Обладают большой дальностью действия и высокой надежностью.
Какая дальность действия у радиоаппаратуры?
Любая современная аппаратура радиоуправления моделью с частотой сигнала 2.4 гГц обеспечивает дальность передачи устойчивого сигнала для авиамоделей до 500 метров, для авто и судомоделей до 300 метров. Практически такая дальность намного превышает способность видеть модель невооруженным глазом. Но бывают ситуации, когда дальность может быть ниже или выше. Это зависит от «чистоты» эфира, например, для крупных городов, с большой загруженностью радио эфира, это наиболее актуально, так же влияет наличие помех от вышек сотовой связи и близость к высоковольтным линиям электропередач и рельефа местности. Особенно к таким помехам чувствительна аппаратура, которая работает в «мегагерцовом» диапазоне. Для судомоделей напротив аппаратура, работающая в «гигагерцовом» диапазоне, может подкинуть неприятные моменты потери сигнала. Поскольку недорогая аппаратура этого диапазона очень хорошо отражает сигнал от воды и ловит собственные помехи.
Для использования моделей в промышленных целях, например, для аэрофотосъемки, применяют усилители сигнала и устанавливают системы передачи видеосигнала и телеметрии, для управления моделью по «видео». В таких случаях дальность может достигать 50 километров.
Передатчики с частотой сигнала 27, 35, 40 МГц обеспечивают сигнал до 100 м в зависимости от уровня помех в районе использования и длины телескопической антенны передатчика.
Симуляторы
Симулятор представляет собой компьютерную программу и интерфейсный кабель, позволяющий подключить ваш передатчик к компьютеру. Когда Вы запустите программу симулятора, вы сможете при помощи своей аппаратуры или аппаратуры входящей в комплект симулятора, управлять виртуальной моделью, которая ведет себя практически как настоящая. Преимущество заключается в том, что можно «разбить» любое количество виртуальных моделей. Требования, предъявляемые к компьютеру, могут различаться довольно сильно. Необходимые системные требования указанны в инструкции к симулятору. Если компьютер окажется менее мощным, чем необходимо, то придется жертвовать качеством картинки (уменьшать разрешение экрана и отказываться от некоторых графических эффектов).
Возможности симулятора
Надо сразу уяснить, что симуляторы - это не компьютерные игрушки, а очень серьезные программы. Поэтому высокое качество графики и звука еще не делает симулятор лучшим, очень большое значение имеет точность, с которой воспроизводится полет модели. Цена тоже имеет значение, но в основном для самолетных симуляторов. В случае вертолетного симулятора затраты окупаются очень быстро, так как аварии вертолета обходятся слишком дорого.
Настройки любого современного симулятора позволяют:
выбирать модели из списка готовых
выбирать летные площадки
настраивать параметры моделей, подгоняя их под возможности своего аппарата
менять параметры атмосферы
Симуляторы бывают двух видов:
- с собственным пультом управления
- с интерфейсным кабелем для подключения вашего передатчика
Вопрос: Подходят ли интерфейсные кабели от одного симулятора к другому? НЕТ, НЕ ПОДХОДЯТ!!! Авторы симуляторов на продаже этих кабелей зарабатывают деньги, и им нет никакого резона, чтобы чужой кабель подходил к их продукту. Поэтому протоколы обмена кабеля с компьютером обычно специально усложняют, чтобы "другие не догадались".
Выводы
Подводя итоги, хочется еще раз отметить ту неоценимую помощь, которую оказывают симуляторы.
Новички могут:
- Изучать работу ручек передатчика
- Отрабатывать базовые навыки управления и базовые маневры/фигуры
- Поддерживать навыки пилотирования во время длительных перерывов (например, зимой)
- Экономить время и деньги на ремонтах
Опытные пилоты могут:
- Упрощённо отрабатывать новые сложные фигуры
- Изобретать и проверять свои собственные фигуры
- Поддерживать навыки пилотирования во время длительных перерывов (например, зимой)
- Экономить время и деньги на ремонтах
На симуляторах можно так же примерно оценивать параметры еще не построенных моделей.
К недостаткам всех авиамодельных симуляторов следует отнести такой нюанс: узкий угол зрения пилота. Угол зрения, собственно, ограничен размерами монитора. Из-за этого ощущается заметная разница, когда после симулятора начинаешь управлять реальной моделью. Кажется, будто что-то не так, даже когда на симуляторе модель имитируется очень точно. На адаптацию к реальным условиям требуется некоторое время.
Зарядные устройства
Какое зарядное устройство выбрать?
Если Вам повезло купить радиоуправляемую модель...без зарядного устройства, то информация для Вас.
На самом деле, отсутствие зарядки в комплекте с моделью говорит о том, что Вы приобрели неплохую модельку! Т.к. чаще готовые комплекты моделей - это прежде всего, модели начального уровня, но конечно есть и исключения. Первым делом, давайте определим, что придеться нам заряжать, в большинстве случаев выбор сводиться между двумя типами аккумуляторов:
NiMh никель-металлогидридный тип АКБ
LiPo литий-полимерный тпи АКБ
Как и в любом решение вопроса есть вариант бюджетный и не очень.
Бюджетный вариант имеет целевое применение для конкретного аккумулятора - заряд! Это тот минимум, который Вам нужен с запасом влезает в бюджет до 1000 руб.
Пример зарядки NiMh:
http://model-ka.ru/products/zaryadnoe-ustrojstvo-hopwo-dlya-nimh-akk-1a-4-8-cell-220v-tamiya
Пример зарядки LiPo:
http://model-ka.ru/products/zaryadnoe-ustrojstvo-avtom-imaxrc-b3-pro-s-balansirom-dlya-lipo-akk-2s-3s-08a-100-240v
Зачем же тогда покупать дорогое зарядное устройство?
Имея NiMh аккумулятор, нужно знать, что данный тип акб способен варьировать свою ёмкость и обладает "эффектом памяти". В случае бюджетного зарядного устройства нижний предел ёмкости или полный разряд может наступать при 20% остаточной ёмкости. Означает это, что имея аккумулятор на 3000 мА, мы пользуемся лишь ёмкостью в 2400 мА. "Хороший зарядник" способен не только заряжать на все 3000 мА, но и раскачивать акб даже свыше номинала (до 100 мА).
Для LiPo аккумулятора залог долгой службы - это хороший баланс на элементах спайки(банках), а также не допускание глубокого разряда аккумулятора. Если второй фактор полностью зависит от Вас, то "Хороший баланс" на банках можно поддерживать только при помощи качественного зарядного устройства.
Хорошее зарядное устройство может быть универсальным и работать со всеми типами аккумуляторов, что пригодится не только в Вашем любимом хобби, но и в быту.
Примеры универсального зарядного устройства:
http://model-ka.ru/products/universalnoe-zaryadnoe-ustrojstvo-imaxrc-b6-ac-s-balansirom-12v220v
http://model-ka.ru/products/universalnoe-kompyuternoe-zaryadnoe-ustrojstvo-skyrc-e6650-220v50w
На сколько хватает аккумуляторов?
Зависит от множества факторов. В первую очередь от типа и емкости аккумулятора. Например, шоссейная модель 1:10 с коллекторным двигателем на одном заряде аккумулятора NiMH емкостью 4000mAh сможет ездить примерно 20-25 минут.
Как правильно заряжать и эксплуатировать аккумуляторы?
Заряжать аккумуляторы надо специальным зарядным устройством, в режиме, соответствующем типу батарей (на всех зарядных устройствах процесс выбора режима и настройки параметров зарядки выглядит по-разному, обычно в инструкции к заряднику всё очень подробно описано, главное - наличие соответствующего режима).
Аккумуляторы NiMh желательно использовать в режиме полностью зарядил/полностью разрядил.
LiPo можно заряжать только в режиме зарядки специально для LiPo под присмотром или в специальном мешке! Обязательно при каждой зарядке использовать балансир для выравнивания напряжения на каждом элементе аккумулятора.
Также LiPo батареи не рекомендуется хранить разряженными, это может привести к переразряду или разбалансировке (лучше хранить заряженными на 70-80%).
Никакие батареи нельзя оставлять в модели с подключенными разъёмами.
При выборе зарядного устройства стоит обратить внимание на следующие моменты:
- Поддерживаемые типы батарей (NiMh / LiPo). Зарядное устройство должно иметь режим зарядки, соответствующий типу ваших батарей.
- Наличие блока питания. Большинство зарядных устройств работают от 12v или 220v. Некоторые, работающие от 12v, зарядные устройства имеют в комплекте блок питания от 220v. Выбор зарядного устройства и блока питания к нему зависит от того, как и где вы собираетесь его применять.
- Мощность зарядного устройства. Аккумулятор имеет рекомендованный максимальный ток зарядки и напряжение. Перемножив их, вы получите необходимую мощность зарядного устройства в ваттах. Лучше иметь запас мощности, чтобы зарядник не работал на пределе своих возможностей.
- Наличие разъёмов. При выборе зарядного устройства необходимо уточнить наличие вашего типа разъёмов в комплекте. В случае отсутствия нужного типа разъёмов можно воспользоваться переходниками или перепаять разъёмы самостоятельно.